Как построить карьеру на ошибках? (на примере маркетолога)

Aigerim Toktosadykova
5 min readFeb 12, 2022

--

Быть маркетологом — это не просто про придумывание идей, ходьбы по интересным местам и проведение крутых встреч. Маркетологи и их работа — это, в первую очередь, про исследования, поиск инструментов и каналов, анализ большого количества информации и данных, а также борьба с провалами в виде безрезультативных гипотез. А теперь, после того как имеется небольшое представление о работе, перейдем к моей личной истории карьерного пути в маркетинге.

Photo by Jukan Tateisi on Unsplash

Ошибка первая — неумение выбирать профессию и готовность на любую работу.

В 18 лет у человека, который никогда не знал чем заниматься, да и не имел особого представления сколько разных профессий существует в мире выбор один — подавать на работу где платят, не важно на какую позицию. Многим знакомо? Эта ошибка была успешно выполнена. Я зашла на первый сайт, который выдал Гугл по запросу работа в <городе, где я жила>. После регистрации и заполнения профиля я пошла искать професии, которые казались легко выполнимыми и подходили под мое расписание (на тот момент я была на первом курсе), но заметьте НЕ ПОД МОЮ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ. Специализация на которую я училась была управление бизнесом. Скажу честно, я не имела представления чему данная специализация должна была научить и кем я в итоге должна была стать, но об этом в другой статье.

Подавала я на официанта, помощника руководителя и ОПА на учителя по ментальной арифметике, повторюсь, что я искала гибкий график работы. Резюме приняли, прошла собеседование и начала работать. Работа выматывала и через пару месяцев я просто слегла с плохими оценками в учебе и с тотальной усталостью, так как выходных у меня не было, НО ЗАТО С ДЕНЬГАМИ в кармане.

Только вот, что я вынесла из этой работы — это то, что есть некий СММщик, который приходит снимает фотографии, пишет описания, загружает в Инстаграм и получает за это деньги.

Оказывается можно работать, не приходя в офис, делать фотографии и писать интересные вещи. И это все НЕ БЕСПЛАТНО, а ЗА ДЕНЬГИ!

Photo by Austin Chan on Unsplash

Ошибка вторая — думать, что на работе мне скажут что и как делать.

Далее подход к поиску работ был улучшен и было решено, что стажировки — это отличное решение для начинающих специалистов, хоть во многих случаях они была неоплачиваемыми. Мой университет рассылал разные вакансии от партнеров и выпускников, которые открыли свои компании. В одной из таких рассылок было написано, что требуется стажер в отдел развития бизнеса. И вот он знак! В моей специализации есть БИЗНЕС и в описании должности есть БИЗНЕС. Было решено, что позиция подходит и я подала резюме.

Пригласили на собеседование и, честно говоря, это было моя первая такая серьезная встреча. Сказать, что я волновалась-ничего не сказать. Что я сделала и возможно то, что повлияло на выбор — я пришла вовремя и вообще появилась на интервью, так как в тот день шел дождь. На самом собеседовании рассказала о предыдущем опыте и главное с какой целью я пришла работать. И в этот раз цель у меня была не заработать, а ПРИМЕНИТЬ НА ПРАКТИКЕ ЗНАНИЯ И НАУЧИТЬСЯ НОВОМУ.

Таким образом я получила стажировку и попала к людям, которые привнесли огромный вклад в развитие моей карьеры. Началась первая неделя, задания были относительно несложные и на второй неделе дали задание написать к фотографии описание для социальных сетей. Мои уроки русского языка и литературы тут очень помогли и я смогла написать описание, которое в итоге понравилось учредителям. И вот так мне предложили оплачиваемую работу СММщика, именно ту, от коротой я пришла в удивление на прошлой работе.

Я была рада, но в то же время очень волновалась, так как не знала откуда мне начать, да и что в общем то делать. Тут то и крылась главное препятствие всех специалистов:

Никто не знает как выполнять работу правильно, твоя единственно-важная цель — это найти нужный путь, нужные инструменты и нужных людей, чтобы достичь результатов.

Оказалось, что навыки, которым не учат в школах, в особенности в странах бывшего СССР, пригодятся в любых профессиях и во всех индустриях. Эти навыки — умение искать информацию, пользуясь доступными инструментами в интернете, а также критическое мышление — способность сортировать информацию, подвергать ее правдивость сомнению и умело ее использовать. Благодаря данным навыкам за полгода я углубилась в СММ и стало более увереннее в своих предложениях, да и в работе в целом.

Photo by Vivian K on Unsplash

Ошибка третья — считать себя интровертом и поэтому упускать возможности.

После 6 месяцев работы помимо задач по СММ к моей работе добавились более глобальные задачи по маркетингу и <О МОЙ УЖАС> встречи с людьми. Если с задачами по маркетингу я более-менее справлялась благодаря анализу, исследованиям и своему креативному подходу, то встречи с новыми людьми приводили меня в большой стресс. Свое состояние я оправдывала тем, что я интроверт. Но сейчас, после сотен бизнес встреч я поняла, что…

Умение вести себя на встречах, обсуждать профессионально детали и не пугаться новых знакомств — это такой же навык, как научиться пользоваться Excel’ем. Нужны практика и знания. И ВСЕ!

Интровертность — это все таки про состояние души и более близких связей, нежели обычные рабочие встречи. И именно благодаря интровертности я смогла найти своего ментора — человека, который помог найти свои внутренние ценности и дал толчок в личностном росте.

Photo by Markus Spiske on Unsplash

Ошибка четвертая — не просить помощи.

Следующие пару лет прошли достаточно спокойно до поры, когда мои решения не приносили результатов, как мне казалось, хотя я прошла и курсы, и читала много разных кейсов других компаний, и внедряла новые каналы для привлечения. Все не помогало, я потеряла мотивацию и даже думала сменить профессию на абсолютно другую. Напомню, что занималась я маркетингом в целом: СММ, позиционирование бренда, пиар, ивенты, рекламой как оффлайн, так и онлайн, партнерскими связями и т.д.

Потом вдруг поняла, что мне нужна помощь от человека, который глубже занимается каким то определенным направлением в маркетинге. Работу, к сожалению, пришлось сменить и податься на стажировку в совершенно неизведанную для меня сферу digital маркетинга.

Путь был не из простых, так как направление digital делиться на еще множество направлений, совершенно других от традиционного. Из-за трудностей я научилась просить помощи, а не бороться самой, так как анализов и исследований было недостаточно. Таким образом, я считаю, что успешно апгрейднулась до digital специалиста.

Просить помощи оказалось занятием не постыдным как мне казалось, а наоборот тем, чем можно гордиться, так как качество и быстрота выполняемых задач повысилась в разы.

Мой карьерный путь продолжается, но боязнь ошибок стала меньше, чему я очень рада. Впереди, конечно же, будет много препятствий, но мое отношение к ним уже будет спокойным и я точно буду знать, что они пойдут только на пользу.

Photo by Melanie Dretvic on Unsplash

P.S. у меня есть статья о маркетинге в стартапах для начинающих, где есть советы о бесплатных и платных каналах продвижения. Обязательно загляните ;)

--

--

Aigerim Toktosadykova

Marketing in startups is certainty and structure amidst complete chaos.